Побеседуем немного о раскоординации.
Игра на ударных требует куда большей координации, чем на любом другом инструменте. Игра на ударной установке – это ride-партия по тарелке одной рукой, совершенно другой ритмический рисунок по малому барабану другой рукой, третья партия ногой по бас-барабану, да еще другой ногой по хай-хету или второму бас-барабану. Плюс вы еще можете между этими партиями думать о том, как эти партии звучат вместе, при этом одновременно читая партии с листа. Так что вообще барабанщики выполняют до шести функций одновременно, но, поскольку уже сложился термин "четырехсторонняя координация", то буду его придерживаться.
Барабанщикам действительно требуется лучшая координация, чем другим музыкантам, но, как ни странно это звучит, координации нетрудно научиться – если вы знаете секретный способ.
Давайте начнем с игры базового упражнения на четырехстороннюю координацию.
Базовое упражнение на четырехстороннюю координацию
Для этого упражнения предполагается, что вы знаете, как играть разные длительности вплоть до шестнадцатых. Если это не так, сначала научитесь читать ноты.
Следующее упражнение лучше играть, сидя за установкой, но если это невозможно, возьмите палочки и складной стул. Поставьте стул на твердый пол (лучше всего плиточный или паркетный) и играйте по правой ножке стула как по тарелке, по левой ножке как по малому барабану, а ногами просто топайте по полу. Готовы?
Начните с игры четвертей правой ногой. Продолжая ритм правой ногой, левой начните играть восьмые ноты в тот же ритм. Это – двухсторонняя координация. Теперь левой палочкой начните играть восьмые триоли одновременно с партиями ногами. Это – трехсторонняя координация. А вот сейчас – самое сложное.
Продолжая играть три предыдущих партии, добавьте шестнадцатые правой палочкой. Теперь получается четырехстороння координация. Прислушайтесь внимательно к каждой партии, чтобы убедиться, что вы играете их правильно – вот вам и пятисторонняя координация. Можете попробовать шестистороннюю координацию: попытайтесь одновременно читать книгу :) (это моделирует чтение партии с листа).
Разбиение
То, что вы сейчас сделали (или попытались сделать) – это основное упражнение для ударной установки, и я считаю его базовым координационным ритмом. Вообще говоря, это четырехуровневая полиритмия, где вы играете 1 долю на 2, на 3 и на 4 одновременно. Если вы никогда раньше такого не играли, возможно, это будет трудно для вас.
Лучший способ решить проблему координации – это разбить ее на меньшие и тренироваться по ним отдельно. Самый эффективный способ, который я обнаружил, состоит из 15 шагов. Что это за 15 шагов? Читайте дальше.
Секрет четырехсторонней координации
Итак, четырехсторонняя координация представляет трудности для многих барабанщиков, и в первой части статьи тренировались при помощи базового упражнения на четырехстороннюю координацию для ударных. Если вы с трудом можете сыграть это упражнение (или другую "четырехстороннюю" партию ), я раскрою вам секрет, как нужно разбить проблемную партию на части, которые легче "переварить".
Готовы? Отлично. Вот он, секрет четырехсторонней координации.
Метод пятнадцати шагов
Когда бы у вас ни возникли трудности с четырехсторонней координацией, применяйте метод 15-ти шагов, и в конце концов вы сможете сыграть всё что угодно.
15 шагов
1. ПР
2. ЛР
3. ПН
4. ЛН
5. ПР + ЛР
6. ПР + ПН
7. ПР + ЛН
8. ЛР + ПН
9. ЛР + ЛН
10. ПН + ЛН
11. ПР + ЛР + ПН
12. ПР + ЛР + ЛН
13. ПР + ПН + ЛН
14. ЛР + ПН + ЛН
15. ПР + ЛР + ПН + ЛН
Если вы еще не догадались, то читать эти обозначения следует так:
ПР = правая рука
ЛР = левая рука
ПН = правая нога
ЛН = левая нога
Применение пятнадцати шагов
Для примера применим метод 15-ти шагов к базовому упражнению на четырехстороннюю координацию (см. начало статьи). Итак, правая нога играет четверти, левая – восьмые, левая рука – восьмые триоли, правая рука – шестнадцатые. Вот как к этому упражнению применяют метод 15-ти шагов:
1. Потренируйтесь играть только партию Правой Руки (все шестнадцатые).
2. Потренируйтесь играть только партию Левой Руки (все восьмые триоли).
3. Потренируйтесь играть только партию Правой Ноги (все четверти).
4. Потренируйтесь играть только партию Левой Ноги (все восьмые).
5. Потренируйтесь играть партии Правой Руки и Левой Руки вместе.
6. Потренируйтесь играть партии Правой Руки и Правой Ноги вместе.
7. Потренируйтесь играть партии Правой Руки и Левой Ноги вместе.
8. Потренируйтесь играть партии Левой Руки и Правой Ноги вместе.
9. Потренируйтесь играть партии Левой Руки и Левой Ноги вместе.
10. Потренируйтесь играть партии Правой Ноги и Левой Ноги вместе.
11. Потренируйтесь играть партии Правой Руки, Левой Руки, и Правой Ноги вместе.
12. Потренируйтесь играть партии Правой Руки, Левой Руки, и Левой Ноги вместе.
13. Потренируйтесь играть партии Правой Руки, Правой Ноги, и Левой Ноги вместе.
14. Потренируйтесь играть партии Левой Руки, Правой Ноги, и Левой Ноги вместе.
15. А теперь потренируйтесь играть все четыре партии вместе.
Чтобы эта "матрица" из 15 строк сработала эффективно, нужно тренироваться по каждой строчке непрерывно до тех пор, пока она не будет выходить легко. Только после этого следует переходить к следующей строчке. Путем тренировки всех 15-ти комбинаций вы без особого труда должны подчинить себе любую партию ударных, требующую четырехсторонней координации.
Попробуйте применить метод 15-ти шагов к первой же проблемной партии, которая вам попадется, и вы увидите, насколько этот метод действительно эффективен.
Еще я настоятельно рекомендую для дальнейшего изучения координации следующие книги: Advanced Techniques for the Modern Drummer by Jim Chapin, 4-Way Coordination by Marvin Dalgren и Extreme Interdependence by Marco Minnemann.
Четырехсторонняя координация? Легко!
Как тренироваться перед тем, как сесть за барабаны
Каждый (нормальный) барабанщик должен иметь хорошую четырехстороннюю координацию. Не зависимо от того, вы профессионал с некоторыми проблемами либо вы только учитесь играть, самые эффективные упражнения на координацию не имеют ничего общего с ударной установкой.
Лишь некоторые из нас оказались счастливчиками, родившись амбидекстрами, то есть владеющими одинаково хорошо обеими руками. Большинство из нас праворукие и правоногие или, реже, леворукие и левоногие. Некоторые из нас праворукие, но левоногие, и наоборот. Но в любом случае, к каким бы конечностям вы ни были предрасположены, амбидекстрии не так уж и трудно научиться – при помощи нескольких простых приемов. Следующие упражнения можно выполнять где угодно, и барабаны для них не нужны.
Всего лишь вести себя неестественно
Если вы от рождения правша, пользуйтесь левой рукой, а если левша – правой. Для чего? Практически для всего, что вы обычно делаете своей "основной" рукой. "Слабой" рукой я бы не рекомендовал, разве что, бриться или фехтовать холодным оружием. Начните с простого и безопасного: открывайте двери, кушайте яблоко, очистите банан "слабой" рукой. Играйте в карты, держа колоду "не в той" руке. Попробуйте также писáть "слабой" рукой, но не ожидайте, что кто-нибудь сможет это прочесть (по крайней мере, поначалу). Попробуйте бросать теннисный мячик "слабой" рукой, играть ею в орлянку, в теннис или кегельбан (только не на деньги :).
Переучите свой мозг
Не теряйте присутствия духа, когда пытаетесь воспользоваться "слабой" рукой вместо "сильной". Для любой руки развитие хорошей координации занимает время. Если вы тренируетесь регулярно, вы должны почувствовать разницу через пару недель. Чем больше практики, тем легче становится. Контуры между вашим мозгом и мускулами "сильной" руки формировались, начиная с вашего раннего детства. Теперь вам нужно только переучить мозг, развивая новые контуры нервных сигналов между мозгом и "слабой" рукой.
Не забудьте про ноги
Развивая "слабую" руку, не пренебрегайте и "слабой" ногой. Тренируйтесь, ударяя по футбольному мячу "слабой" ногой или прыгая на ней (кстати, помимо роста как барабанщика, вы вырастете и в плане боевых искусств). Если вы обычно надеваете туфли с правой ноги, начните надевать с левой. Не рекомендую делать ничего опасного вроде вождения автомобиля с использованием "слабой" ноги, но стоит вам только подумать, и вы найдете тысячу вполне безопасных занятий, которые можно превратить в тренировки. И снова – не теряйте присутствия духа. Переучивание мозга занимает время.
Готовы к барабанам?
Чем больше вы тренируетесь, переучивая свой мозг при помощи упражнений, описанных выше, тем легче вам будет развить четырехстороннюю координацию на ударной установке. Далее вы найдете несколько полезных приемов и упражнений по координации для ударной установки.
Упражнения для ударной установки
Посмотрите на первое упражнение в таблице. Если вы не в состоянии сыграть его, примените метод 15-ти шагов, который я объяснил выше. Это поможет решить проблемы четырехсторонней координации.
Как вы уже заметили, упражнения записаны знакомыми вам буквами R (правая рука или нога) и L(левая рука или нога). Во время тренировок играйте все упражнения так, чтобы каждая нота соответствовала четверти при размере 4/4. Таким образом, в каждом упражнении получаем четыре такта.
Упражнение №1 РУКИ RLRL RLRL RLRL RLRL
НОГИ LRLR LRLR LRLR LRLR
Упражнение №2 РУКИ LRLR LRLR RLRL RLRL
НОГИ RLRL RLRL LRLR LRLR
Упражнение №3 РУКИ RRLL RRLL RRLL RRLL
НОГИ RRLL RRLL LLRR LLRR
Упражнение №4 РУКИ LLRR LLRR LLRR LLRR
НОГИ LLRR LLRR RRLL RRLL
Упражнение №5 РУКИ RLRR LRLL RLRR LRLL
НОГИ RLRR LRLL LRLL RLRR
Упражнение №6 РУКИ LRLL RLRR LRLL RLRR
НОГИ LRLL RLRR RLRR LRLL
Упражнение №7 РУКИ RLRL RLRL LRLR LRLR
НОГИ RRLL RRLL LLRR LLRR
Упражнение №8 РУКИ RLRR LRLL LRLL RLRR
НОГИ RRLL RRLL LLRR LLRR
Каждое из восьми упражнений выполняйте отдельно, пока вы не сможете играть его легко. Потом попробуйте переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не теряя темпа. Всегда играйте упражнения в четком темпе: это подготовит вас к игре с оркестром, где вы не только должны хорошо держать неизменный темп, но и буквально вколачивать его, чтобы другие музыканты не ускорялись и не замедлялись.
Вариации – это главное слово
После того, как вы станете хорошо играть описанные выше упражнения, я предлагаю вам придумать ваши собственные вариации, чтобы тренироваться дальше. Используйте ваши собственные партии или возьмите их с первых страниц книги Stick Controlby George Stone (если у вас нет этой классической книги, вы просто обязаны ее приобрести). Упомянутые выше и многие другие упражнения, которые помогут вам развить четырехстороннюю координацию, вы найдете в моей книге DoubleDrum: A Double Bass Drum Text. Также см. мою статью "Развитие техники на double bass".
Помните, как только вы наладите контуры для передачи сигналов от мозга к вашим "слабым" конечностям, четырехстороння координация покажется вам гораздо легче и интереснее. Нужно только потратить немного времени на тренировку.
rock-online.ru